Курсы валют

USD
USD
   58,53      0,07
EUR
EUR
   69,33      0,15
Источник: ЦБ РФ

История города

Закладка Сызрани приходится на XVII век, и связано это с расширением границ Российского государства на восток. Опустошительные набеги кочевников, ногайских и крымских ханов, нападения лихой казачьей вольницы на торговые караваны препятствовали развитию этих земель. Необходимо было поставить города-крепости и организовать оборонительные линии. Так возникла и Сызранская засечная черта.
Указом царей Петра и Иоанна Алексеевичей от 4 июня 1683 года предписывалось симбирскому воеводе князю Григорию Афанасьевичу Козловскому набрать полк из симбирских и корсунских дворян, детей боярских и служилых татарских мурз, стрельцов и казаков и «иттить Сызранск строить». Для новой крепости выбрали гористое место, вблизи которого пролегала дорога на Урал, на правом берегу Волги, между речками Сызраном и Крымзой. Таким образом, крепость с трёх сторон омывалась водой и контролировала стратегические транспортные артерии.
К середине сентября «город Сызран со всякими земляными и каменными и деревянными крепостьми сделали…», на что указывалось еще в одном царском указе – от 18 сентября 1683 года. Кстати, вторая российская столица – город Санкт-Петербург – была основана тем же Петром, но на двадцать лет позже Сызрани.
Общая протяженность крепостной стены 290 сажен (около 630 метров). Углы её усиливались четырьмя бревенчатыми башнями. Пятая, с крепостными воротами в центре южной оборонительной стены, была каменной. С 1688 года она упоминается под названием Спасской. Это самое старое сооружение является ровесником Сызрани и визитной карточкой нашего исторического населенного места России.
Свое название город-крепость получил по названию реки, на которой был основан. В переводе с тюркского «сызран» – из оврага текущая, низменная.
Уже в XVIII веке военная функция крепости отодвигается на второй план, а затем и вовсе утрачивается. Город быстро завоевывает статус крупного торгового центра региона. В формируемом в эти годы общероссийском рынке Сызрани отводится роль торгово-перевалочного пункта правобережья Средней Волги. Здесь развивается посредническая торговля, формируется купечество, которое зарабатывает капитал перепродажей товаров. Скупали рыбу, икру, хлеб, калмыцкий скот в Заволжье, симбирских сёлах, а в самой Сызрани – ремесленные товары. Их везли на продажу в Москву, Петербург, Ригу, Нижний Новгород, Астрахань, Оренбург, Уральск.
В 1780 году Екатерина II учреждает герб Сызрани – чёрный бык в золотом поле – за успехи в торговле скотом и хлебом.
Город славился своими ярмарками, которые со второй половины ХIX века проводились четыре раза в год. Факт обширной торговли нашёл отражение и в названии улиц и площадей: Ярмарочная, Торговая, Хлебная площади, Торговая и Купеческая улицы.
К концу XIX века Сызрань становится самым крупным и богатым уездным городом России. Она занимает четвёртое место в Поволжье по переработке зерна, уступая лишь губернским городам – Нижнему Новгороду, Самаре и Саратову.
Вдоль рек расположись здания мощных вальцовых мельниц купцов Чернухиных, Пережогиных, Стерлядкиных, Ильиных, Цветковых, Ревякиных и других известных в крае семей. Торговля и мукомольное производство давали Сызрани немалый доход, и город стремительно развивался.
С момента основания Сызрани здесь стали возводиться православные храмы. В числе первых – Христорождественский собор, церкви Свято-Вознесенского мужского и Богородицкого женского монастырей, приходские храмы в честь пророка Илии, во имя Преображения Господня и Успения Божией Матери. Всего же в Сызрани было более двух десятков храмов, в том числе старообрядческие и единоверческие. Сегодня идет работа по восстановлению святынь, подвергшихся разрушению в годы советской власти.
В 70-е годы XIX века в Сызрани открываются библиотека, театр, учебные заведения с неполным средним курсом, позже – гимназии и реальное училище. А в начале XX века в городе начинается настоящий строительный бум. Возводятся здания мельниц, других промышленных объектов, банков, страховых обществ, учебных заведений, аптек и больниц. И, конечно же, богатеющие купцы не скупились на постройку жилых особняков, которые до сих пор украшают исторический центр города. Следует заметить, что современная улица Советская – бывшая Большая – мало чем отличается от начала прошлого века. Отстроенная практически заново после разрушительного пожара 1906 года, она до сих пор сохраняет дух благополучной купеческой Сызрани и придаёт городу неповторимый архитектурный облик. Кстати, старинный волжский город занимает второе место в Самарской области по количеству памятников истории и культуры, взятых под охрану государства.
Особый импульс к развитию город получил в последней трети XIX века в связи с прокладкой железной дороги. В 1874 году закончилось строительство Сызрано-Моршанской (позже переименованной в Сызрано-Вяземскую) железнодорожной ветки. В 1898 году через город прошла Московско-Казанская железная дорога. Самой популярной в городе становится профессия путейца.
В 1880 году открыли для движения железнодорожный мост через Волгу близ Сызрани – Александровский. Тогда он был самым длинным в Европе и шестым в мире – 1 верста 195 сажен. Данное инженерное сооружение сравнивали с Суэцким каналом, так как оно стало для страны своеобразными воротами на Восток.
Разветвлённая транспортная сеть послужила поводом и для размещения в Сызрани многочисленных воинских частей. Ещё в годы русско-японской войны за железной дорогой был образован сборный пункт. В июне 1904 года Николай II посетил Сызрань для воодушевления войск перед отправкой на Дальний Восток. В память о тех событиях сохранилось и название района города – Манчьжурка. Да и другие окраины имеют старинные названия – Жареный бугор, Засызран, Горшки, Питер, Молдавка…
К началу XX века Сызрань стал крупным промышленным и транспортным центром страны. Местные предпринимателли торговали не только хлебом, но и изделиями деревообработки, строительными инструментами, а также нефтью, керосином, асфальтом. Кстати, сызранским асфальтом в те времена мостились московские улицы. Причём этот материал оказался более конкурентоспособным, нежели заграничные аналоги. А небезызвестный Нобель поставил близ города резервуары для хранения нефти, потому и цены на топливо в здешних местах были относительно низкими, что приносило несомненную выгоду предпринимателям.
К 1916 году в Сызрани насчитывалось 15 крупных промышленных предприятий с доходами не менее 20 тысяч рублей, мелких – более ста.
После революции открываются крупные месторождения горючих сланцев, которые сначала используются как топливо, а затем и в медицинской промышленности, и нефти. Близ города началась промышленная добыча «чёрного золота».
В годы Великой Отечественной войны промышленный потенциал Сызрани возрос в пять раз за счет эвакуированных предприятий, а численность населения удвоилась. На территории города разместились некоторые центральные ведомства, которым не нашлось места в Куйбышеве – военной столице государства.
В послевоенное время город развивался, благоустраивался, обрастал социальной инфраструктурой – школами, детсадами, больницами, профилакториями, кинотеатрами, базами отдыха, детскими оздоровительными лагерями.
Сегодня Сызрань – самодостаточный город. Это значительный промышленный, культурный, образовательный, научный центр Правобережья Волги в ее среднем течении.
Здесь развиты такие экономические отрасли как промышленность, строительство, энергетика, транспорт и связь, торговля, банковский и страховой сектор. Развивается малый бизнес и предпринимательство.
Располагаясь на территории Сызранской Луки, имея неповторимый природный ландшафт, омываемый пятью реками и сохранивший исторический архитектурный облик, город Сызрань поистине является жемчужиной Самарского региона и всего Поволжья!

Лучший подарок на юбилей начальнику или коллеге, это копия картины известного художника. И заказать копию картины их очень просто. Вы можете картины пейзажи купить москва в недорогом интернет магазине копий картин, всем покупателям дарим скидки и подарки, бесплатная доставка, торопитесь цены снижены!